Тэрриэль
Немного о зарождении рунического искусства В скандинавской мифологии одним из верховных богов является Один. «Сага об Инглингах» описывает Одина как вполне «земного», реального человека, вождя народа асов. Столицей этого народа был Асгард, прототипом которому послужил Асгард небесный — город богов-асов. Именно Один, чтобы получить знание рун, согласно Старшей Эдде, принес себя в жертву, пронзив себя копьем на священном дереве. В сказаниях говорится, что Один пронзил себя священным копьем и девять дней и ночей провел «приколотый» им к ясеню Иггдрасиль — Древу Мира. Позднее это дерево стало ассоциироваться с Древом Жизни. Жертвоприношению Одина посвящены одни из самых сакральных строф Старшей Эдды, собрания священных текстов скандинавского язычества: Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину, в жертву себе же, на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых. Никто не питал, никто не поил меня, взирал я на землю, поднял я руны, стеная, их поднял, — и с дерева рухнул. (Речи Высокого, 138—139) Так, жертвоприношение Одина принесло руны в мир явленный, в Мидгард. Один воспринял это знание и передал его своим соплеменникам — асам-германцам. Эриль Снорри рассказывает, «Одину и его жене было пророчество, и оно открыло ему, что его имя превознесут в северной части света и будут чтить превыше имен всех конунгов. Поэтому он вознамерился отправиться в путь...». На рубеже н.э. под предводительством Одина асы совершили переход из Средней Азии на далекий европейский Север, куда они принесли свою культуру и свою религию. Именно к этому времени — начало н.э. — относится, формирование в Северной Европе классического общегерманского рунического строя — Футарка. То есть сами рунические знаки имеют вполне «земное» происхождение и восходят к знакам североиталийских алфавитов. Что же тогда получил Один, совершив свое жертвоприношение? Несомненно, Один знал эти знаки и до своего девятидневного висения на дереве. Откровение же принесло ему знание рун как знаков сакральных, так он понял их силу и научился ее использовать — так родилось руническое Искусство. Искусство видеть Древо Рун. Двадцать четыре руны по отдельности и рунический строй из двадцати четырех рун — вещи разные. Считается, что имея божественное происхождение и являясь священным знаком, каждая отдельная руна обладает определенным запасом магической силы и способностью связать нас с тем или иным эгрегором или божеством. Совокупность же рун, вместе с их силой и связями, образует уже магическую систему, имеющую собственный мощный эгрегор и связанную с определенными Силами Мира. Сейчас известно несколько подобных систем, называемых иногда «замкнутыми ассоциативными системами принципов». Одна из древнейших таких систем — 22 карты Старших Арканов Таро. Кроме того, можно вспомнить и 22 буквы священного еврейского алфавита, и 64 гексаграммы Китайской Книги Перемен. В процессе получения ответа каждый знак такой системы открывает определенную ассоциацию, на основе которых гадатель с помощью своего опыта и делает предсказание. На. более тонком уровне такие системы являются основой для более или менее точного описания мира. Так, на еврейский алфавит во многом опирается Каббала; восемь триграмм, являющиеся основой Книги Перемен, участвуют во многих китайских философских концепциях и построениях, и т.д. Так и человеку, желающему работать с рунами — неважно, в мантической ли области или в области практического их применения, — необходимо осознать свой собственный мир ассоциаций и образов, открываемых рунами, прочувствовать соответствующие каждой руне архетипические образы и мифологемы. |